Среда, 20.09.2017, 07:29
GreatHard Venture Capital
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Изготовление плат в домашних условиях. - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Администратор 
Форум » Разработка и производство электронных устройств » Технологии » Изготовление плат в домашних условиях. (Делимся опытом)
Изготовление плат в домашних условиях.
quarry Дата: Вторник, 28.07.2009, 01:21 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Понадобилось изготовить макет, жаль было заказывать нормальную ДПП на изделие которое может и не понадобится никому. Решил освоить метод изготовления плат с помощью аэрозольного фоторезиста.

Первая проблема возникла при нанесении лака. Палату зачистил протёр спиртом, высушил, нанёс а лак сбежался на поверхности, образовав не закрашенные пятна. После консультаций и поиска причин в инете, оказалось что наносить надо на зачищенную поверхность сразу без всяких протирок растворителями и т.д. И наносить лучше в не очень жаркий день. С третьей попытки удалось нанести равномерный слой. Запах у лака ужасный, и думаю здоровью пользы не приносит, лучше работать под вытяжкой. Сушку платы конечно делал в духовом шкафу на кухне. Но не на 70° а на 50° просто чуть дольше, где то минут 20 плюс время остывания. Причем на всякий случай над платой всунул противень чтобы на неё не падал свет от лампы внутри, так на всякий случай.

Вторая проблема возникла при изготовлении шаблона, как не старался я на своём LBP2900 получить на плёнке непрозрачные дорожки настройками принтера, не получалось. Решил напечатать на одной плёнке дважды. Получилось, смещение было весьма незначительным, единственное что надо сделать сместить рисунок в начало листа а не в конец.

Третья возникла с засветкой. Ну не было в хозяйстве УФ лампы, УФ стираемая память уже выброшена вся и забыта. Была мысль купить лампу ДРЛ, дроссель к ней, разбить наружную колбу и сделать чуть ли не установку. Но уже в магазине пришла мысль просто купить лампу ДРВ-160, которая работает без всякого дросселя, и светить чуть дольше. Так и сделал. Дома ввернул эту лампочку в настольную лампу, под неё положил плату, наверх фотошаблон, прижал стеклом, стекло по краям придавил грузом. И засвечивал минут 15. Оказалось много, при проявлении, дорожки то же смылись. Второй раз светил 5 минут. И о чудо, при проявлении, смылось только то что нужно, дорожки остались на месте.

Раствор щёлочи для проявления, конечно по советам радиолюбителей приготавливался из средства для прочистки труб «КРОТ».

Далее процесс травления платы, любой, кому что больше нравится. Я по старинке в хлорном железе.

Проблема четвёртая после травления смыть лак с дорожек. Почему то все предлагали делать это ацетоном или растворителем. Но мы не ищем лёгких путей, плата опять ушла на пять минут под лампу, а после ней в ванночку где проявлялась, весь лак с дорожек смылся на ура.

На выходе получился весьма приличный макет, на который весьма неплохо запаялись и SOIC8 и чипы 0805. Фото выложу позже.

Выводы. Технология работает и имеет право жить. В течение часа, а то и меньше, можно изготовить. Но вот паттерны, для такого способа, лучше всё таки оптимизировать, увеличив в меру возможностей. Не нужно добиваться очень толстого (тёмного) слоя лака, достаточно тонкой равномерной плёнки без дефектов. Если испортили, не скоблите наждачкой, засветите хоть на солнце и смойте щёлочью.

Сообщение отредактировал quarry - Вторник, 28.07.2009, 01:31
 
quarry Дата: Вторник, 28.07.2009, 11:37 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
платы до монтажа

Прикрепления: 0253442.jpg(51Kb)
 
quarry Дата: Среда, 29.07.2009, 17:46 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
и после

Добавлено (28.07.2009, 22:24)
---------------------------------------------
Следующая попытка изготовления, выявила ещё нюанс, высушить лак надо очень хорошо, до полного высыхания и остывания платы перед проявлением. Иначе смоется нафиг и рисунок. Перегреть при сушке тоже не желательно. Время засветки существенно оказалось зависимым от расстояния до лампы. Рассотяние было измеряно линейкой и записано для последующего контроля. При этом время уменьшилось до двух с половиной минут. Концентрация щёлочи для проявления должна быть минимальной, если не будет проявляться больше минуты, двух лучше чуть добавить потом, чем опять смыть все дорожки.

Добавлено (29.07.2009, 18:46)
---------------------------------------------
После ещё ряда попыток повторить результат, пришли соображения, что не так существенно время экспозиции, по крайней мере с лампой ДРВ, как концентрация щёлочи при проявке. Мало - не смывае, много - смоет всё. И не вкоем случае не доливайте в ёмкость с платой. Там где вольёте большая концентрация смоет всё нафиг.

Прикрепления: 8775511.jpg(49Kb) · 9973444.jpg(79Kb)


Сообщение отредактировал quarry - Вторник, 28.07.2009, 21:24
 
quarry Дата: Воскресенье, 02.08.2009, 21:40 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Вроде удалось получать стабильные результаты.

1. Зачистить заготовку, стереть пыть сухой чистой тряпкой и сразу наносить лак.
2. Очень тонким слоем, буквально три-четыре пшика, НЕ добиваясь темного слоя, он дожен сам потом растечися тонким полупрозрачным.
3. Засвечивать лампой ДРВ-160 50-60 минут, можно и больше. Результат будет виден по слегка заметному обесцвечиванию светлых участков в сравнении с дорожками.
4. Заранее для проявки сделать слабый, холодный раствор КРОТа, опустить плату и наблюдать, покачивая ванночку. Если проявка не пошла в течение минуты, поместите ванночку в большую с горячей водой из под крана 50-60° и продолжайте покачивать, подогретый раствор должен начать травить.
5. Расствор КРОТа не выливайте, он потом поможет Вам смыть лак с дорожек, после засветки, если не хотите засвечивать лините на протравленную плату концентрированный КРОТ и лак с дорожек смоется.

Результат:


А вообще есть мысль попробовать плёночный фоторезист.

Прикрепления: 7932557.jpg(65Kb) · 4961731.jpg(38Kb)


Сообщение отредактировал quarry - Воскресенье, 02.08.2009, 21:52
 
quarry Дата: Понедельник, 21.12.2009, 13:19 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Ещё одна платка изготовленная аэрозольным фоторезистом.
засветка тойже лампой ДРВ почти полтора часа.
проявка фоторезиста слабым холодным раствором с постепенным подогревом

текстолит старый

Прикрепления: 3822309.jpg(43Kb)
 
Форум » Разработка и производство электронных устройств » Технологии » Изготовление плат в домашних условиях. (Делимся опытом)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright GreatHard © 2017 Сайт управляется системой uCoz